Фильм Шона Бейкера «Анора» получил 5 номинаций на «Золотой Глобус» – в том числе за лучший фильм (мюзикл или комедия) и лучший сценарий. Номинировали также Юру Борисова (как актера второго плана), который у Бейкера сыграл русского гопника Игоря. В ожидании главных кинонаград мы разбираемся, почему «Анора» многим может понравиться.
Новый фильм Бейкера, кажется, посмотрели уже все. Он получил главный приз Каннского кинофестиваля в 2024 году и, скорее всего, получит что-то из кинопремий США. Но заграничная критика к нему более благосклонна. Это касается и обычных зрителей – в РФ больше критикуют актеров (чаще всего достается в русских обзорах Борисову) и стереотипы. Заграничным зрителям «Анора» кажется очень смешной, русские же зрители часто жалуются, что шутки тут ну совсем не смешные. В действительности истина где-то посередине.
«Анора» в первую очередь – качественное кино с проблематикой. Да, Бейкер использовал уже заезженные смыслы, критику богатых и инфантильных мы видим везде. Но «Анора» вторичной не является, несмотря на узнаваемые тропы. Бейкер удерживает зрительское внимание, позволяя себе балансировать на грани серьезности и веселого безумия.
Анора (Майки Мэдисон) живет в Бруклине, не в самом благополучном районе, вместе с матерью и отчимом. Девушке за 20, личной жизни явно нет, а ночами она исполняет приватные танцы для посетителей клуба. Анора пользуется популярностью, и однажды хозяин просит ее «обслужить» нового клиента, который так и сорит деньгами. Этим клиентом оказывается Иван (Марк Эйдельштейн), который ведет себя лет на 15, хотя он уже давно совершеннолетний. Иван словно впервые в своей жизни увидел красивую девушку. Он смотрит на Анору голодными глазами, заказывает приват, а потом спрашивает, не хочет ли Анора встречаться с ним у него дома – естественно, с продолжением и по более высокой ставке.
Девушка видит в инфантильном и невероятно богатом Ване свой шанс попробовать лучшую жизнь. Ее ошеломляют размеры его дома и масштаб вечеринок, которые Ваня закатывает для нее и своих друзей. Характер Вани Анору не беспокоит. Конечно, она видит, что он еще маленький для нее, глупый и наивный мальчик, который только строит из себя самостоятельного. Она хочет просто заработать денег. Пообещав ей 15 тысяч долларов, Ваня тащит Анору в Вегас, а потом внезапно делает ей предложение – а та соглашается, вероятно, рассчитывая, что богатая жизнь с ней теперь навсегда. Увы, но через несколько дней о браке Вани узнают его родители в России – влиятельный олигарх Николай Захаров (Алексей Серебряков) и его властная жена Галина Степановна (Дарья Екамасова). Вылетая в США, они также велят своим подручным (среди них выделяется Игорь в исполнении Юры Борисова) разобраться с этим нелепым браком, то есть добиться его признания недействительным. Анора такому развитию событий, естественно, не рада, а вот что хочет Ваня – тайна за семью печатями.
Можно похвалить Шона Бейкера уже за то, что он научил Марка Эйдельштейна играть хорошо. Смотришь на Эйдельштейна в этом фильме и спрашиваешь себя – а чего он раньше-то был в кино деревянным, а сейчас раскрылся? Ему удивительно идет эта отрицательная роль (а обычно он играет протагонистов). Особенно хорош в «Аноре» и Юра Борисов – не зря его номинировали на «Золотой Глобус». Отдельный талант – это собрать столь любопытный каст, который будет замечательно смотреться в вымышленных обстоятельствах. В «Аноре» нет никого, кто бы плохо играл. При этом нет ощущения, что кто-то перетягивает на себя внимание. Майки Мэдисон, хоть и отыгрывает главную роль, не затмевает остальных и не теряется на фоне эксцентричного Эйдельштейна и преувеличенно серьезного Борисова.
Некоторые русские зрители считают «Анору» карикатурной – якобы Бейкер собрал стереотипы о русских олигархах (и об армянах, которые помогают Захарову/Серебрякову разбираться с отбившимся от рук Ваней). Отчасти это, конечно, так, но стереотипы эти уже не актуальны. Они появились задолго до войны – оттого уже не воспринимаются болезненно. Нынче это больше похоже на насмешку над прошлым – ну какие богатые русские смогут беспроблемно попасть из Москвы в США? Бейкера интересует не Россия – сюжет «Аноры» столь универсален, что, замени русских на китайцев или англичан, в этом сюжете ничего бы не поменялось. Русские отвечают за необычный колорит – не более. В остальном же это типичная история о плохих богатых, которые не считаются с простыми людьми и видят в них разве что неодушевленных кукол.
Показывая развитие отношений Аноры с Иваном, режиссер обходится без черных красок, все легко и беззаботно – как и должно быть в юности. Но после это слепое веселье оказывается для обоих несчастьем. Иван открыто покупает Анору, у него даже мысли нет вступить с ней в честные отношения. Инфантильный сын богатого человека, он ничем не занимается и ничего не хочет – только играть, пить и заниматься сексом. Какие уж ему отношения, если он застрял в подростковом возрасте? Поначалу Анора относится к нему так же потребительски – вытягивает из него деньги, просит дорогие подарки. Но потом, после заключения брака, ее отношение к Ване меняется (и это самая странная часть фильма). Зритель только гадает, что удерживает Анору рядом с Ваней. Нравится ли он ей, или она боится потерять богатую жизнь, которую Ваня ей показал? Ближе к финалу понимаешь, что Анора хотела увидеть в нем серьезного человека, мужчину, который может за нее заступиться. А Ваня, увы, – полная противоположность этого образа.
Критикуя Ивана, режиссер словно бы критикует и ту часть молодого поколения, что занята потреблением и безудержным весельем (опять же, русские тут не при чем). На его фоне Анора, которая до конца борется за их брак, – человек сильный и самодостаточный. Ваня же – слабак и трус (убегает при первых же проблемах и напивается) – не может ослушаться матери и отстоять свой выбор. Понятно, чем должен закончиться такой фильм – богатые мама с папой унижают Анору, потому что она из «рабочего класса», а она посылает их всех. Счастливого финала не получилось – героиня отстояла свое достоинство, но счастья не получила, она плачет в объятиях сентиментального «гопника» Игоря – как оказалось, самого нормального в этой печальной истории.
Так «Анора» становится улучшенной версией «Красотки» из 90-х. Первая часть фильма имеет тот же легкомысленный любовный вайб, что и «Красотка», но «Анора» двигается дальше, позволяя зрителям увидеть реальность. Но, даже когда сюжет приобретает мрачные краски, Бейкер сохраняет эту неуловимую легкость, которая в итоге впечатляет больше, чем мог бы драматичный тон. До последних кадров «Анора» балансирует на грани комедии и мелодрамы, и чудо, что фильм сохраняет меру, не превращаясь ни в балаган, ни в слезливую любовную трагедию.
Заслуживает ли «Анора» «Золотой Глобус» и, возможно, «Оскар»? Вполне. Это «зрительское» кино, оно умеет быть и увлекательным, и интеллектуальным. И можно порадоваться, что в кои-то веки русских актеров пригласили сыграть в качественном фильме. Это событие в нынешние времена уже сенсационно.