В феврале 2020 года Приволжский окружной военный суд, вынося приговор по делу «Сети», объявил Пчелинцева виновным по многим пунктам, в том числе и в руководстве террористической организацией, но признал его невиновным и имеющим право на реабилитацию и возмещение морального вреда по делу о поджоге военкомата в 2011 году.
Как нам стало известно, в конце сентября Пчелинцев подал иск о компенсации морального вреда на сумму 14 млн 250 тысяч рублей. Заседание по нему пройдет 21 ноября в Тверском районном суде Москвы.
Мужчине предъявили обвинения в поджоге на основе его явки с повинной, которую, как он позже заявил в своей книге «Стрельба из фейерверка», он написал после пыток: «Я написал явку с повинной. Замначальника задавал вопросы, лейтенант из ПАИИ записывал. Я знал о том поджоге только поверхностно, поэтому ошибся с датой на день (думал, что это было в ночь с 23-го на 24-е, а оказалось, в 22-го на 23-е. Или наоборот), напутал с временем, плюс я и понятия не имел ни о составе горючей смеси, ни о брошенной там листовке. Меня спросили о цели поджога.
— Целью поджога было насладиться видом горящего
здания. Это искусство и смысла не несёт.
— Это была акция?
— Это был арт-перформанс».
По словам Пчелинцева, на следующий к нему пришли оперативники ФСБ, заявившие, что объяснение про арт-перфоманс не подойдет, и сами написали в явке то, что им было нужно.
В явке с повинной (есть в распоряжении редакции) со слов Пчелинцева записано, что 23 февраля 2011 года он вместе с подельниками совершил поджог после 23:00. При этом в рапорте осмотра места происшествия (есть в распоряжении редакции) указано, что 23 же числа — но в 3:40 — в отдел полиции поступило сообщение о том, что «неизвестные бросили бутылку со смесью» по адресу военкомата. Правоохранители проводили осмотр места происшествия с 4:00 до 7:20 утра 23 февраля.
В своем признании Пчелинцев также неправильно назвал состав зажигательной смеси и не упомянул про листовку, оставленную на месте поджога. Она начиналась надписью «Россия в руках предателей». Примерно в 2011 - 2012 годах листовку с такими же словами находили в подъездах Барнаула, ее объявили экстремистским материалом. Центр «Сова» писал, что в ней увидели возбуждение ненависти к РПЦ и силовикам. В Сети утверждается, что листовка принадлежит партии Светланы Лады-Руси (Пеуновой) «Воля» (ныне ликвидирована).
«Из-за того, что военкомат был подожжён в установленное время, в установленном месте, я смог предоставить такое количество доказательств своей непричастности к этому преступлению, что даже прокуратура отказалась от этого обвинения и суд оправдал меня по этому эпизоду. Не оправдал по другим, которые произошли в неустановленных местах, в неустановленное время, и по которым я не могу из-за этого предоставить алиби или что-то ещё. Ну и главный вопрос: раз я не виновен, то как в деле появилась эта явка, если не после пыток? Ответ на этот вопрос является ответом на все вопросы Пензенского дела», — говорится в телеграм-канале Пчелинцева.
«Мемориал» считает Пчелинцева и других фигурантов дела «Сети» политзаключенными, так как дела против них построены на показаниях, полученных под пытками, а «расследование походило на подгонку реальности под конспирологические теории сотрудников пензенского ФСБ».