В прокат вышел мультфильм «Иван Царевич и Серый Волк 6». Первая часть растянувшейся на 13 лет франшизы появилась ещё в 2011 году, до аннексии Крыма, во времена, когда Марш миллионов был возможен, а для представления России демократической страной не требовалось бурного воображения.
Авторка «Соты» посмотрела первую и последнюю части мультфильма про Тридевятое царство и попыталась проследить, как изменившаяся реальность повлияла на происходящее в детской сказке.
По сюжету первой части злая Тень взяла под контроль первого министра – правую руку царя – и пытается обрести физическое воплощение, похитив хранящуюся в сокровищнице государя шапку-невидимку. Параллельно Иван-пока-ещё-не-царевич из соседнего Тридесятого государства оказывается в Тридевятом, влюбляется в Василису и пытается добиться её руки, выполняя задание царя «пойти туда, не знаю куда, и найти то, не знаю что». Путь Ивана в Тридевятое царство в 2024-м явно был бы иным, но в 2011-м это путь принципиального пацифиста:
— Иди служить! — требует царь.
— Я лучше тушить пойду! — отвечает Иван.
Из-за отказа царь прогоняет Ивана из страны. Дезертир, не иначе! Представить подобное в линии одного из главных положительных героев мультика в 2024 году в России невозможно. Подобная невозможность характерна для всей первой части. Сценарий для нее писал «Квартет И», поэтому картину интересно смотреть не только детям. Царство первой серии воплощает Россию версии 2011 года с политической сатирой в виде разваливающейся пушки, неоднозначным заявлением, что «угрозу надо организовать», фразой про спортивные объекты «чтоб все было готово к 14-му» — речь явно про грядущую в 2014-м олимпиаду в Сочи — и угрозами волка подать на Змея-Горыныча жалобу в Страсбургский суд за нарушение норм обращения с военнопленными. В 2022 году Россия была исключена из Совета Европы, и возможность подать в Европейский суд по правам человека осталась только в детской сказке.
Сюжет шестой части разворачивается во время поездки царской четы на выставку чудес «Сказка Экспо». В этот раз герои будут бороться со злым Джинном, который пытается украсть волшебную Щуку, чтобы с помощью её волшебства освободиться от поработившей его лампы.
Василиса в обеих частях – сильная героиня, этакая феминистка с дипломами Оксфорда и Сорбонны. Это пытаются смягчить, показывая, как под видом учебника девушка читает сказку о «Тристане и Изольде» и мечтает о большой и светлой, как на сеновале, любви. Тем не менее в первой части именно Василиса выносит нерадивого жениха на руках из пожара, а в последней пишет формулу пересекающихся прямых методом Лобачевского и делает победный ход в турнирном бою со злым джинном — это не может не радовать во время запрета феминитивов и абортов в реальном мире.
В целом, кажется, что авторы последней части пытаются лавировать и сохранять жизнь в условиях военной цензуры. И им это удаётся. Благодаря фразам вроде «потому что в наших краях не бывает приятных известий», попытке продать как волшебное зелье водку и Вассермана в рядах вопрошающих мультфильм смотрится интересным и для взрослых, пришедших в кинотеатр со своими детьми. В качестве преемственности сохраняется прием слома «четвертой стены». Из неоднозначных сигналов времени присутствует фраза про уехавших «Про урожай никто думать не хочет. Кто убирать будет, если все уедут?» и полезная всем возрастам рекомендация читать «именно то, что написано маленькими буквами». Из действительно сказочного: в государственных секретах в сознании царя только рецепт варенья из белой черешни и фото дочки.
Подытожим: несмотря на то, что в последней части волк уже не говорит голосом ныне состоящего в списке террористов и экстремистов «иноагента» Артура Смольянинова, сходить на мультфильм с ребенком стоит. Персонажи не картонные, в сюжете есть неожиданные повороты, все развешанные по стенам ружья исправно стреляют, а диалоги украшены отсылками к советским фильмам и допустимой по нынешним временам иронией, чтобы пришедший в кинотеатр взрослый не заскучал.